Цикл видеолекций «Чтение как диалог: петербургская методическая школа»

Уважаемые коллеги, учителя литературы! Приглашаем вас прослушать цикл видеолекций «Чтение как диалог: петербургская методическая школа»

Наука 16+

Уважаемые коллеги! Программа цикла видеолекций адресована всем, кому так важно, какие книги и как будут читать наши дети, какими людьми они вырастут.

Школьное литературное образование в России — явление уникальное. Ни в одной стране мира литература как вид искусства и как школьный предмет не играли такой значительной роли в системе образования, в реальной жизни человека, как в нашей стране.

За двести лет своего развития отечественная методика накопила огромный опыт воспитания читателя. А в 90-е годы XX века проф. Владимиром Георгиевичем Маранцманом и его учениками была создана целостная система литературного развития читателя-школьника.

Петербургским методистам есть, чем поделиться с вами. В эпоху тотальной цифровизации так важно, чтобы уроки литературы были обращены к сердцу и душе ученика. 

Ведущие видеолекций — методисты и учителя-словесники Санкт-Петербурга:

  • канд. фил. наук Владимир Натанович Шацев (lampa.fm/creators),
  • канд. фил. наук Юлия Владиславовна Малкова,
  • доктор пед. наук Елена Робертовна Ядровская,
  • доктор фил. наук Мария Александровна Черняк,
  • учитель литературы Светлана Игоревна Поплавская.

Презентация о цикле: 

Фрагменты видеолекций цикла:

Видеолекции: 

1. Чтение как труд и творчество. Система литературного развития В. Г. Маранцмана.

Чтение: Развлечение? Поиск информации? Духовная жажда?

Как мы читаем художественный текст? Какую роль в процессе чтения играют эмоции и воображение? Почему эмоции искусства — суть умные эмоции, а  чтение художественного произведения — всегда сотворчество? 

Как раскрываются и развиваются литературные способности? По каким критериям мы можем оценить уровень литературного развития читателя-школьника и качество наших уроков литературы?

На эти и многие другие вопросы отвечает петербургская методическая школа Владимира Георгиевича Маранцмана.

Прослушав вебинар, вы по-новому посмотрите на весь процесс школьного литературного образования и, не сомневаемся, что-то измените к лучшему в своих уроках литературы.

Добро пожаловать в школу учителя литературы, школу диалога с художественным произведением, учеником, временем и самим собой!

Ведущая: Ядровская Елена Робертовна, д. п. н., профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, директор АНО «ЦДПО — Альфа-Диалог».

2. Мотивация. Этапы художественного общения. Теория установки. Методический инструментарий (методы и приемы).

Как часто сегодня мы сталкиваемся с проблемой «нечтения» текста к уроку или нежелания его потом «разбирать», и уж тем более — написать творческую работу, наивно полагая, что виноват в этом только ученик (что поделать, «дети цифровой эпохи…»).

  Может быть, в этом виноваты и мы, учителя? Какие методические усилия мы прикладываем к тому, чтобы диалог ученика с художественным произведением состоялся, чтобы захотелось не только прочитать, но и выразить свои мысли и чувства в слове? Организуем ли мы этот процесс художественного общения? Каковы его этапы? Какова деятельность ученика на каждом из них?

Поиски ответов на вопросы: Как мотивировать ученика на чтение текста? Как пробудить интерес к анализу и собственной читательской интерпретации?

Практикум: Разработка установок на включение читателя-школьника в процесс художественного общения: от чтению — к творчеству.

Ведущая: Ядровская Елена Робертовна, д. п. н., профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, директор АНО «ЦДПО — Альфа-Диалог».

3. Методика анализа лирики в школе. 

На видеолекции рассматирваются:

— пошаговый анализ лирического произведения на уроках (от формы — к содержанию и от содержания — к форме),

— интерпретационные ресурсы сопоставительного анализа,

— обучение написанию коротких сочинений по лирике,

— подготовка к «концептуальным» сочинениям большого объёма (ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение).

Ведущая: Малкова Юлия Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО.

4. От чтения — к творчеству. Система творческих работ по литературе в 5–11 классах: виды, жанры, критерии оценки. 

Сочинения разных жанров, выразительное чтение, иллюстрирование  и другие виды творческих работ — неизменные спутники школьного урока литературы. В эпоху цифровых технологий у наших учеников появляется все больше возможностей (и искушений) для воплощения своих творческих идей в новых форматах: сайтах литературных героев, создании креолизованного текста, буктрейлера, фанфика…  И это здорово! Ведь не могут же все усилия быть направлены лишь на подготовку к итоговому сочинению? (Итогу чего?.).

Как направить творческие порывы школьников, чтобы они возвращали его к чтению текста, как развить эстетический вкус и чувство стиля, как не потерять читателя?

На рубеже двухтысячных в методической школе В. Г. Маранцмана была создана целостная система творческих работ: от словесного этюда и сказывания сказки — до сопоставления художественных интерпретаций и записей монологов о литературных героях.

Знает ли ее сегодняшний учитель? Как в новых условиях (другой ученик, другая школа, другой мир) эффективно использовать ее уникальный методический потенциал?

Если Вы тоже об этом думали и хотели изменить к лучшему эту работу, — добро пожаловать на наш вебинар.

Практикум: С чего начинается сочинение?

Ведущая: Ядровская Елена Робертовна, д. п. н., профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, директор АНО «ЦДПО — Альфа-Диалог».

5. Урок литературы — «расчет и вдохновенье» (М. А. Рыбникова).

С чего начинается подготовка учителя к уроку литературы? Почему наши ожидания активной работы учащихся на уроке так часто не оправдываются? Как оформить конспект урока? Как сформулировать тему, цели и задачи урока, выбрать методы и приемы; из огромного потока информации о тексте выбрать главное? Как соблюсти все требования ФГОС и при этом не подменить ценности и смыслы — внешней атрибутикой?

Как использовать медиатехнологии и не потерять текст?

О внешних и внутренних составляющих современного урока литературы мы будем размышлять с Вами вместе.

Практикум: формулировка темы, целей и задач урока. Критерии оценки урока.

Ведущая: Ядровская Елена Робертовна, д. п. н., профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, директор АНО «ЦДПО — Альфа-Диалог».

6. Система диагностики литературного развития читателя-школьника. 

На уроках литературы мы развиваем литературные способности ученика, создаем условия для его роста как читателя и как личности. Как проверять, фиксировать и корректировать этот процесс? Как наглядно увидеть, какие сдвиги в литературном и личностном развитии учения происходят от класса к классу?

Как организовать системную диагностику литературного развития читателя-школьника? Какие задания выбрать на каждом этапе литературного образования (5-6, 7-8, 9, 10-11 классы)? Как стрессовую для ученика и учителя проверку компетенций превратить в инструмент развития и сделать интересной для учения и посильной для учителя?

Очень надеемся, что наш вебинар поможет ответить Вам на эти вопросы и организовать свою работу более продуктивно, разрешив возможные внутренние противоречия.

Практикум: Разработка диагностических материалов по выявлению уровня литературного развития учащихся.

Ведущая: Ядровская Елена Робертовна, д. п. н., профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, директор АНО «ЦДПО — Альфа-Диалог».

7. Современная литература на уроках в школе: от навигатора — к методике. 

Почему современная литература вызывает столько споров? И почему ее так боятся включать в школьную программу? Зачем читать современную литературу и чем это чтение отличается от чтения классического текста? Какие можно  выделить тенденции развития литературы последнего двадцатилетия? Как можно сориентироваться в безбрежном море новинок? Какие существуют маршруты навигации? На эти и многие другие вопросы, в том числе и Ваши, дорогие участники вебинара, мы постараемся ответить.

Ведущая: Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.

8. «Литературный подкаст „Зеленая лампа“». 

«Зеленая лампа» — литературный подкаст для взрослых и для разновозрастных школьников. Основная   цель его — увлечь детей чтением;  перечитыванием — их родителей; совместным обсуждением — тех и других.

Тем, кто собираются примкнуть к вебинару,  хорошо бы пройтись по этой ссылке.   Она откроет   телерепортаж о подкасте.

И после просмотра   почти  наверняка появятся вопросы. Ответы на них и станут содержанием вебинара — диалога о чтении и об отражении читателя в зеркале художественного текста.

Главное, что можно будет уяснить на вебинаре:

— как воспринять этот опыт (lampa.fm),

— как применить его на уроках литературы, и тем самым (если это вам нужно) их оживить и  раскрасить.

Ведущий: Владимир Натанович Шацев, к. ф. н., доцент кафедры педагогики РХГА, один из создателей подкаста «Зеленая лампа», учитель Физико-технической школы им. Жореса Алферова.

9. Как «читать» кино? Проектная работа на уроках литературы». 

Синтез литературы и искусства кино — как это работает на уроках литературы? Как увлечь школьников литературой через кино? Какие параллели между живописью, литературой и кино удивят учеников? Каким образом массовое кино помогает перейти к обсуждению классических фильмов,вошедших в кинематограф как искусство? Наконец, как при анализе эпизодов из фильмов первой половины ХХ в. появляются свежие идеи для школьных кинопроектов?
Как поэтапно организовать кинофестиваль в школе и привлечь участников из других городов и стран? Как создать литературный сценарий и перевести его на визуальный язык кино? Какие исследовательские работы проводят школьники во время подготовки к фестивалю? Какие удивительные результаты ожидают после фестиваля?
Об этих вопросах (и не только) поговорим, поразмышляем на нашем вебинаре.

Ведущая: Поплавская Светлана Игоревна, учитель литературы, специалист в области школьных кинопроектов, организатор школьных кинофестивалей «Внеклассное Кино» в Санкт-Петербурге.

10. «Урок литературы: критерии оценки и типичные ошибки учителя».

Знаменитая формула урока литературы «расчет и вдохновенье», предложенная М. А. Рыбниковой в прошлом веке, нисколько не устарела и сегодня. Получается ли у учителя литературы следовать ей в эпоху цифровой культуры и кардинально изменившейся системы образования?

С чего начинается подготовка к уроку литературы? Как сформулировать тему? Что может быть целью урока? Что «убивает» мотивацию к анализу текста у учащихся? Как организовать диалог на уроке? Всегда ли нужна презентация? На каком этапе работы с текстом мы предлагаем ученику «выразительно прочитать текст»? Применимы ли критерии «урока по ФГОС» к уроку литературы?

Эти и другие вопросы будут затронуты на вебинаре-встрече в онлайн студии Центра «Альфа-Диалог» (Санкт-Петербург).

Видеолекция построена на анализе итоговых работ учителей, выполненных в рамках курса «Чтение как диалог: петербургская методическая школа», опыта проведения педагогической практики, а также по материалам сайтов учителей русского языка и литературы.

Ведущая: Ядровская Елена Робертовна, д. п. н., профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, директор АНО «ЦДПО — Альфа-Диалог».

Ниже вы можете выбрать заинтересовавшие вас вебинары как по отдельности, так и весь цикл.

При покупке всего цикла участники получают сертификаты в электронной форме, а также материалы вебинаров.

* По программе «Чтение как диалог: петербургская методическая школа» вы можете записаться на дистанционный курс: alfa-dialog.ru/chkd-72. Слушатели, успешно завершившие обучение, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Для полного прохождения курса (с получением удостоверения о повышении квалификации) необходимо написать на почту: info@alfa-dialog.ru

Поделиться:

1240 дней назад
16 апреля 2020 10:00 — 31 августа 2021 12:00

Событие пройдет онлайн

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов